Развитие речи детей раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого
умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому
так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В возрасте от 2 до 3 лет
происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в
раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем
развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью
речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение,
согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы
раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по
развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для
закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса
ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации
речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах
с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую
литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен
комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности,
действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.
Хочу поделиться с вами
некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по
развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная
гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного
звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса,
тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки
тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы
снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с
ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.).
Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет
кораблик».
Налить в тазик или ванну
воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная
гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Подключайтесь к Tele2!
Узнать больше
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы
–
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот
слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения,
игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания
правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его
речь.
Мы идем по кругу,
посмотри,
И шагаем дружно: раз,
два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя
часто ножки.
Поскакали, поскакали:
скок, скок, скок,
А потом, как аисты
встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста
очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень
активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое
сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в
развитии речи.
Например, подвижные игры
«Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с
самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали,
потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки
– тростинки
Ножками затопали,
ручками захлопали,
Постучим ладошкой по
ручкам немножко,
А потом, а потом грудку
мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и
немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже
по ножкам.
Погладили ладошки и
ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья».
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении
отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра –
«Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда –
«Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху –
«Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно –
«Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок
рано-рано поутру
Нам споет
«Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных
звуков»
- А-а-а (плач ребенка,
поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает
куклу).
- О-о-о (разболелся
зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на
выдохе.
Это уникальное средство
для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную
моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры
головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали,
потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать
различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или
любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка
принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его
птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть
ребристым).
Катание карандаша по
столу вперед- назад,
чтобы карандаш не
укатился.
Сначала одной рукой,
потом другой.
Следовательно, очень
важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое
внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими
людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники
– самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все
понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по
признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека.
Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача –
сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не
должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том
числе.
Я призываю Вас – любите
своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий